ТАТЬЯНА  ГРАУЗ

gallery/тг ; 9

Татьяна Грауз (4.10.1964, г. Челябинск) — поэт, прозаик, эссеист, окончила 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова и театроведческий факультет ГИТИСа, живёт и работает в Москве.

Интервью

перед открытием выставки

в Доме-музее В. Хлебникова

gallery/10171266_683335875085677_8282606738743594026_n

Слово. Буква. Образ.

О визуальном в поэзии

МОИ COLLER «ВИЗУАЛЬНЫЕ СТИХИ»

Впервые коллажи (декупажи) я увидела на выставке одного из моих любимых художников — Анри Матисса. Свобода, с которой он использовал цветную бумагу для создания своих ясных и семантически предельно насыщенных работ, меня изумила. И когда в начале 2000-х годов я сделала свою первую большую серию графических рисунков (около полутора сотни), я решила использовать ксерокопии этих работ для создания визуальных стихотворений (коллажей). Это были чёрно-белые «картинки», которые я делала для выставки визуальной поэзии «Платформа», проходившей в 2004 году в Зверевском центре современного искусства. А потом возникли цветные работы, где использовались фрагменты глянцевых журналов, репродукции из альбомов по искусству, бумага и буквы-шрифты из тех же глянцевых журналов. Мир масскульта преображался в предельно лаконичное и совершенно новое высказывание.
В 2014 года Ольга Харитонова, арт-директор фестиваля им. О.И Янковского, предложила мне сделать (для театрального фестиваля, который проходит в Саратове) серию коллажей, посвящённую гениальному актёру. С воодушевлением я принялась за эту работу. Сделала небольшую серию бумажных работ «Тишина» и около десяти электронных коллажей, в которых образы Янковского были вписаны в золотой фонд Саратовской живописи (в картины В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина). Эти работы экспонировались в фойе академического театра драмы им. И.А. Слонова на больших кубических тумбах рядом с моими стихами (в осуществлении этого проекта мне помогала замечательная Ольга Харитонова). С тех пор техника коллажа стала для меня органическим продолжением моих стихов и прозы.
Коллаж для меня — это своеобразный лаконичный «текст», содержащий в себе не только вербальный, но и визуальный компонент. Вербальный текст в коллаже можно «считывать» не только в семантическом поле изображения, но и читать самостоятельно, что я и сделала на московской Биенале 2017 года, когда произносила вслух тексты, существующие внутри рисунка.
Постепенно начали складываться «серии» визуальных стихотворений (коллажей). Одна из самых любимых — «Время Велимира», посвящённая В. Хлебникову. Тогда же я начала делать рукотворные малотиражные книги от одного («Слитно-раздельно») до 12 авторских экземпляров («Первое воскресенье»).
В своих визуальных работах я пытаюсь выявить силовые линии между изображением и текстом — особые «поля напряжения». В этих работах текст может контрастировать с изображением и/или дополнять его, проявляя новые (иногда очень неожиданные и сложные) смыслы и текста и изображения.


Татьяна Грауз